28.06.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
17.06.2024 – 21.06.2024
Содержание:
Напомним, законопроект направлен на изменение административной ответственности для субъектов, работающих по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
В частности, изменят административные штрафы по Закону № 223-ФЗ за неправомерные требования к участникам закупки. Размер предлагаемых штрафов составляет:
от 5 000 до 30 000 рублей — для должностных лиц;
от 10 000 до 30 000 рублей — для юрлиц.
Но должностному лицу в этом случае могут выдать только предупреждение.
По-новому будут наказывать за несоблюдение объема закупок у СМСП. За такое нарушение планируют штрафовать в размере:
от 30 000 до 50 000 рублей — для должностных лиц;
от 50 000 до 100 000 рублей — для юрлиц.
Еще начнут штрафовать за нарушение срока заключения договора. Размер штрафа в этом случае составит:
от 5 000 до 30 000 рублей — для должностных лиц;
от 30 000 до 50 000 рублей — для юрлиц.
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/594965-8?ysclid=lxvfo7wshy163359094)
2.1. Казначейство представило обзор результатов контрольной деятельности за II полугодие 2023 года
Согласно, письму Казначейства России от 05.06.2024 № 07-04-05/21-15423 выявлены системные и систематические недостатки и нарушения в финансово-бюджетной сфере субъектов РФ, а также положительная практика
по предотвращению нарушений.
В документе выявлены многочисленные нарушения, связанные с Законом
о контрактной системе. Основные выявленные систематические нарушения:
Нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе: Заказчики разделяли закупки товаров (работ, услуг) на несколько контрактов у единственного поставщика, сумма каждого из которых не превышала установленного лимита (600 тысяч рублей).
Нарушение части 7.1 статьи 94 Закона о контрактной системе:
Заказчики принимали работы без предоставления банковской гарантии
на обеспечение исполнения гарантийных обязательств по государственным контрактам.
Нарушение пункта 7 статьи 94 Закона о контрактной системе: Заказчики нарушали порядок и сроки приемки выполненных работ по строительству объектов, направляя извещения об окончании строительства раньше фактического завершения работ.
Нарушение статьи 22 Закона о контрактной системе: Заказчики использовали только коммерческие предложения без применения всех предусмотренных мер, что приводило к завышению НМЦК.
Нарушение части 9.2 статьи 22 Закона о контрактной системе и части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ: Определение НМЦК для строительных работ проводилось без учета методик и нормативов, что приводило к занижению или завышению стоимости контрактов.
Нарушение пункта 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе: Получателями бюджетных средств оплачивались первичные учетные документы, содержащие фактически невыполненные объемы работ и непоставленные строительные материалы.
Нарушение частей 6 и 7 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе: Заказчики не предъявляли и не начисляли подрядчикам неустойки
за просрочку исполнения обязательств по государственным контрактам.
Нарушение пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе: Заказчики заключали дополнительные соглашения к контрактам без предоставления необходимых гарантий от подрядчиков (например, банковских гарантий).
Обзор должен быть учтён в деятельности заказчиков – получателей бюджетных средств. Им следует принять меры по предупреждению аналогичных нарушений в будущем.
3.1. ВС РФ: заказчик по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) не обязан в любом случае заключать договор с единственным участником закупки.
Определение ВС РФ от 4 июня 2024 г. № 305-ЭС24-8756 указало, что заказчик не обязан заключать договоры с единственным участником закупки.
На участие в закупке, проводимой заказчиком с учетом положений Закона
№ 223-ФЗ, поступили заявки двух участников. По итогам рассмотрения заявок
к участию в закупке допущен только один из участников, в связи с чем закупка была признана несостоявшейся в соответствии с положениями закупочной документации, а заказчик при этом принял решение не заключать договор с единственным допущенным участником.
Участник обжаловал действия заказчика в антимонопольный орган, решением которого жалоба была признана обоснованной. Вмененное заказчику нарушение заключалось в том, что заказчик, по мнению контрольного органа, неправомерно отказался заключать договор с единственным участником.
Не согласившись с указанным решением, заказчик обратился
с соответствующим заявлением в суд. Удовлетворяя заявленные требования, суды учли содержание положения о закупке, из которого следовало, что при признании закупки несостоявшейся заказчик не заключает договор с единственным участником и объявляет новую закупку, и пришли к выводу, что у заявителя отсутствовали основания для заключения договора с единственным участником.
ВС РФ согласился с доводами нижестоящих судов и отказал антимонопольному органу в передаче заявления об оспаривании судебных решений на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ.
Источник Ссылка